phoneПозвонить : 8 (963) 323-24-24
emailНаписать :
blog-image

Критика работ - как пережить?

  • Автор: Scrap Panda Home
  • | Опубликовано: 17 июл 2019

Се­го­дня хо­чу под­нять те­му кри­ти­ки в твор­че­стве в це­лом и в скра­п­бу­кин­ге в част­но­сти.

Для че­го во­об­ще нуж­на кри­ти­ка? Ка­за­лось бы, для ис­прав­ле­ния оши­бок, са­мо­раз­ви­тия, дви­же­ния впе­ред и вверх. И немно­го в сто­ро­ны.
Но от­че­го-то неко­то­рые лю­ди ис­поль­зу­ют кри­ти­ку в це­лях са­мо­утвер­жде­ния. Фра­зы "в этих ра­бо­тах нет ду­ши", " а что тут вруч­ную сде­ла­но? При­кле­я­ны кра­си­вые кар­тин­ки, со вку­сом по­до­бра­ны. Кра­си­во, но не слож­но", "Это мо­жет сде­лать лю­бой", "у это­го склоч­но­го ма­сте­ра ра­бо­ты с дур­ной энер­ге­ти­кой"  ме­ня не столь­ко огор­ча­ют, сколь­ко сме­шат. По ка­ким же кри­те­ри­ям по­тен­ци­аль­ный по­ку­па­тель опре­де­ля­ет энер­ге­ти­ку ра­бот или на­ли­чие в ней ду­ши ав­то­ра? На мой взгляд, глав­ное в ра­бо­те - гар­мо­ния. Да­же из бро­со­вых ма­те­ри­а­лов мож­но сде­лать ве­ли­ко­леп­ную вещь, и из пре­крас­ной до­ро­гой бу­ма­ги и де­ко­ра мож­но сма­сте­рить су­щую ерун­ду. Хо­тя во вто­ром слу­чае по­ста­рать­ся на­до боль­ше (но стра­зы, ат­лас­ные лен­ты и ка­про­но­вое кру­же­во в по­мощь).

 

Од­на­ко имен­но ко­неч­ный ре­зуль­тат яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем уров­ня ма­сте­ра. Ведь да­же в цве­точ­ном ма­га­зине мож­но сде­лать из од­них и тех цве­тов ве­ник и ве­ли­ко­леп­ный бу­кет. Кон­ди­тер де­ла­ет вкус­ню­щий торт, а кто-то из тех же про­дук­тов в луч­шем слу­чае сде­лаю по­пе­куш­ку, и хо­ро­шо, ес­ли съе­доб­ную. Так же и в скра­п­бу­кин­ге - из од­них и тех же эле­мен­тов мож­но сле­пить дет­скую по­дел­ку, а мож­но ав­тор­скую от­крыт­ку. При­чем не ско­пи­ро­вать го­то­вую ра­бо­ту (хо­тя и это непро­сто), а сде­лать что-то свое.
Хо­тя вещь из ка­че­ствен­но­го и до­ро­го­го ма­те­ри­а­ла про­слу­жит доль­ше, да и на ощупь как пра­ви­ло неве­ро­ят­но при­ят­на, на эта­пе про­даж ча­сто по­ку­па­тель это­го не ви­дит. Он ви­дит из­де­лие в це­лом - его цве­то­вую гам­му, гар­мо­нич­ность, прак­тич­ность или, на­обо­рот, де­ко­ра­тив­ность. Ино­гда по­ку­па­те­ли ха­рак­те­ри­зу­ют из­де­лие как "ухва­ти­стое" - это про иг­руш­ки, ко­то­рые удоб­но ло­жат­ся в ру­ку ре­бен­ка, "тис­ка­тель­ное" - бо­лее круп­ные иг­руш­ки, "но­си­бель­ные" - про прак­тич­ные и кра­си­вые пред­ме­ты одеж­ды, в ко­то­рых ощу­ща­ешь се­бя как-то по-дру­го­му. Ве­лик и мно­гро­бра­зен рус­ский язык, но имен­но та­кие кри­вые сло­веч­ки как нель­зя луч­ше ха­рак­те­ри­зу­ют ве­щи.
Ду­ша ав­то­ра, энер­ге­ти­ка - лишь об­раз, вы­ра­жа­ю­щий от­но­ше­ние по­ку­па­те­ля к из­де­лию, а за­ча­стую к ма­сте­ру. Ес­ли ма­стер непри­я­тен по­ку­па­те­лю, то и его ра­бо­ты, да­же са­мые пре­крас­ные, он оце­нит мак­си­мум ску­пой по­хва­лой сквозь зу­бы. За­то кри­ти­ка бу­дет раз­гром­ной. Кста­ти, чем опыт­нее ма­стер - тем эта са­мая кри­ти­ка обыч­но жест­че. Во-пер­вых, ма­стер дол­жен быть уже за­ка­лен. Во-вто­рых, на­до го­во­рить кон­крет­но, а это все­гда бо­лее обид­но. Но­вич­ку мож­но ска­зать: для пер­вой ра­бо­ты непло­хо, но в це­лом на­до про­ду­мать ком­по­зи­цию и скет­чи по­ри­со­вать. А че­ло­ве­ку, у ко­то­ро­го про­да­жи вы­ше, чем у те­бя, нуж­но го­во­рить: "Вы же са­ми ви­ди­те, что это ка­ка... ерун­да вы­шла. Ку­да же Вы ле­пи­те ор­ган­зу на зам­шу? Нет, ес­ли очень хо­чет­ся, то по­жа­луй­ста, но в об­щей мас­се ее нуж­но при­глу­шать".

И в-тре­тих, на мяг­кую кри­ти­ку неопыт­ный скра­пер все­гда най­дет от­маз: так по­же­лал за­каз­чик. Я ху­дож­ник, я так ви­жу. В осо­бо тяж­ких слу­ча­ях "А на свои ра­бо­ты по­смот­ри" или "У ме­ня по­ку­па­ют и за­ка­зы­ва­ют по­вто­ры". На жест­кое кон­крет­ное ука­за­ние недо­стат­ков адек­ват­ный ма­стер, воз­мож­но, по­вор­чит, по­но­ет, но непре­мен­но при­мет к све­де­нию. Имен­но это и яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем зре­ло­сти. Тот, кто дей­стви­тель­но до­стиг ка­ко­го-то уров­ня в ма­стер­стве, кто го­тов рас­ти и раз­ви­вать­ся даль­ше (а чем вы­ше ма­стер­ство, тем боль­ше­му хо­чет­ся на­учить­ся) ни­ко­гда не станет огры­зать­ся "спер­ва до­бей­ся" или "вы про­сто не мой по­ку­па­тель", или "ни­че­го не по­ни­ма­е­те в ис­кус­стве, так мол­чи­те". Кро­ме то­го, хо­ро­ший ма­стер сам го­тов кри­ти­ко­вать дру­гих. Но как пра­ви­ло, он тут же пред­ла­га­ет пу­ти ре­ше­ния: здесь за­ме­нить, здесь за­тем­нить, убрать, до­ба­вить или по­рвать и вы­ки­нуть.

Воз­лю­би­те кри­ти­ку, как хо­ро­ший кри­тик лю­бит Вас. Она поз­во­лит Вам вый­ти из зо­ны ком­фор­та, стать луч­ше, опыт­нее, жест­че и ко­неч­но на­учит гра­мот­но от­фут­бо­ли­вать раз­но­об­раз­ных ха­мов и недоб­ро­же­ла­те­лей.

Если вы заметили ошибку - выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Можете написать лучше? Мы всегда рады новым авторам.

    Для того чтобы оставить отзыв Вы должны быть авторизованы.

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.